) ) (

Основные принципы построения композиции

1. Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции - четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий - от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. Ниже приведены примеры замкнутой и открытой композиций.
2. Для передачи движения (динамики) используются:
- диагональные линии;
- свободное пространство перед движущимся объектом;
- момент кульминации движения.
3. Условия для выражения покоя (статики):
- нет - диагоналей;
- нет свободного пространства;
- статичные позы;
- симметрия, уравновешенность;
- вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
4. Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.
5. Построение всей композиции на контрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.
6. Необходимо соблюдать ограничения (не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.
7. Если в композиции много элементов, их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.
8. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.
9. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.
10. В соответствии с правилом золотого сечения, наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 от края композиции.
11. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
12. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

Эксперимент - залог успеха в творчестве. Создав композицию, не останавливайтесь на достигнутом, попробуйте что-либо изменить. Ставьте задачу нахождения взаимосвязи частей композиции. Убедитесь, что:
• ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
• части композиции нельзя поменять местами без ущерба для целого;
• ни один новый элемент нельзя присоединить без ущерба для целого.

Некоторые композиционные приемы

Совсем необязательно строить многоэлементную композицию - можно использовать минимум деталей, и чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность.

Можно выразить тему через отдельные характерные ассоциации с помощью предметов или комбинаций предметов, способных эти ассоциации вызвать. Например, изображение корабля, самолета связано в сознании с путешествиями, чаша со змеей ассоциируется с медициной, гусиное перо с поэзией и т.д.

Художник различным образом может использовать сочетания форм. В композиции нет упорядоченности, но вот введено черное пятно - и появляется устойчивость, в изображении прослеживается диагональ, которая в данном случае является стержнем композиции (активная диагональ золотого прямоугольника).

Правильное построение композиции усиливает впечатление динамики: сравните предлагаемые примеры. Когда перед автомобилем или фигурой бегущего человека оставлено свободное место (пространство), компоновка смотрится лучше.

Ощущение динамики может вызвать и форма объекта.
Выразительные образы реальных объектов можно создавать композицией абстрактных геометрических форм.
Выразительность образа усиливается за счет преднамеренного искажения, трансформации формы.
Интересный результат получается при совмещении в композиции объектов, характерных для разного времени.

Композиционное сочетание реальных объектов и непредметных форм приводит к неожиданно привлекательным результатам.

Не бойтесь неожиданных контрастов. Они придают композиции особую выразительность.
В монохромной композиции смелее экспериментируйте с тоном. Кроме черного и белого цветов можно широко использовать промежуточный, серый, тем более что он до бесконечности разнообразен.

Цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру модуляциями теплых и холодных тонов, с помощью которых хорошо передается гармоничный контраст. В рекламном искусстве применяется также метод сознательного отказа от гармоничных сочетаний, что обусловлено назначением рекламы: привлекать зрителя. Например, сочетают три цвета: желтый, черный, красный, которые гармоничными (по правилам колориметрических кругов) назвать нельзя.

Цветовой и пластической гармонии вещественной среды нельзя достичь, не учитывая физических свойств поверхности: фактуры (внешние свойства: гладкая, шероховатая, зеркальная поверхность) и текстуры (внутренняя структура: дерево, металл, стекло, ткань). Теория художественного конструирования знакомит с приемами имитации природных материалов с характерным декоративным рисунком фактуры. Компьютер избавит вас от этой рутинной работы. Библиотеки графических изображений фактур позволяют выбрать нужную, изменить в случае необходимости цвет, масштаб и четкость рисунка в зависимости от требований создаваемой композиции.

Часто в качестве декоративного элемента используется орнамент - особый вид композиции, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнаментальное украшение - самое простое художественное построение, которое тоже подчиняется законам композиции.

Подведем итог. Композиция произведения - показатель художественной культуры дизайнера, чувства меры и стиля. Следуя всем правилам и примерам композиции, нельзя, тем не менее, терять непосредственности, свежести подхода к работе. "Самые неожиданные по новизне композиции, самые экспрессивные углы и точки зрения рассыпаны в живых картинах жизни в щедром изобилии" (К.Ю. Юон)

1.
Композиция
- сочетание разных составляющих (пространственных, цветовых, смысловых,
перспективных и.т.д) в единое целое с целью выражения общей идеи произведения.
2.
Термин «композиция»
(от лат. composito — связывание, составление) впервые употребил итальянский
ученый, живописец и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Он говорил, что композиция —
это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются в
картину.
Массово термин начал употребляться с эпохи Ренессансa
3. Типы композиций :
Замкнутая и  открытая
Изображения с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом,
чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе. Взгляд
зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам,
возвращается через другие элементы опять к фокусу. Другими словами,
взгляд стремится с любого места композиции к ее центру.
Особенность замкнутой композиции является наличие полей. В таком
случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле.
Замкнутая композиция характеризуется четким внешним контуром,
нарастанием сложности композиции от края к центру. Такая композиция
лучше всего подходит для передачи статичности.
Открытая композиция, наоборот, использует направление линий
композиции от центра к краю для передачи динамичности.
Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному
движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории.
Чаше всего композиция складывается из множества равноправных
центров, заполняющих поле изображения.
Симметричная  и асимметричная
Основная черта симметричной композиции - равновесие.
Строится симметричное изображение таким образом, для
начала определяют границы изображения и ось симметрии,
затем повторяют рисунок в зеркальном отражении.
Симметрия – размеренность, пропорциональность,
одинаковость в размещении сторон.
Асимметричные композиции не содержит оси или точки
симметрии, однако нельзя думать, что асимметричность
снимает проблему уравновешенности. Скорее наоборот,
в асимметричных композициях авторы уделяют особое
внимание уравновешенности.
Асимметрия – соединение и размещение элементов вне
условных осей симметрии.
Статичная и динамичная
Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные,
композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают
впечатление самоутверждения, несут в себе глубину философию.
Статичные композиции в основном используются для передачи
покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может
быть для передачи торжественности. Спокойной домашней
обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются
близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в
тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах –
сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном
задействован центр, симметричные композиции.
4. Состояние покоя в композиции (Статика)
Состояние покоя можно передать с помощью статичных (неподвижных) композиционных схем.
Они чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Сюда, как правило,
относятся линейные рисунки (полосы и клетки), композиции с геометрическим орнаментом и
некоторые произведения с растительным узором. Статичные композиции передают состояние
покоя и уравновешенности. Орнамент располагается в основном но прямоугольной сетке, все
элементы лежат на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных
краям изделия, изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы, и место их в
композиционной схеме четко определено.
Правила передачи покоя:
отсутствие диагонального направления
отсутствие перед движущимся объектом свободного
пространства
изображение объектов в спокойных ( статичных) позах,
отсутствие кульминации действия
композиция является симметричной, уравновешенной или
образует простые геометрические
схемы ( треугольник, круг, овал,
квадрат, прямоугольник), т.е.
является статичными
К статичным можно отнести:
квадрат, прямоугольник, лежащий на большей грани;
Динамика часто исключает величавость,
основательность, классическую завершенность.
Статичные композиции почти всегда симметричны и
замкнуты, а динамичные - асимметричны и открыты.
Динамика - это зрительное восприятие движения,
стремительности формы
Состояние движения в композиции (Динамика)
В динамичных по решениям композициях элементы узора располагаются по диагональным
осям или свободно распределяются на плоскости. В них ярче выражено движение, схемы более
разнообразны, здесь возможно смелое нарушение симметрии. Контур рисунка зачастую бывает
смещен относительно цветового пятна, цветы и листья изображаются на энергично и упруго
согнутых ветках. Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным.
Правила передачи движения:
Использование на картине одной или нескольких диагональных
линий
-оставить свободное пространство перед движущимся объектом
-выбирать определенный момент движения, наиболее ярко
отражающий характер движения, который является кульминацией
движения
К динамичным относятся:
треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс,
шар,пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и т. д.
6. Правила составления композиции
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной
замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание
художественного образа.
Средства выражения художественного образа : Форма Цвет Фактура
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра,
симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между
собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение
выразительности и цельности художественного произведения.
Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов,
закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и
грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение.
Леонардо да Винчи в “Трактате о живописи” говорил о необходимости использовать контрасты
величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов,
объема, плоскости и др.
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия
частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие,
ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию,
открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что
необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их
можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а
только основные.
Композиция должна содержать «центр интереса», который является преобладающим и самым
красивым местом в картине
7.Выбор формата картин
Важно, еще до начала изображения, попытаться представить
себе, какой будет картина.
Как правило, сначала художник выполняет несколько
небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее
выразительной композиции. На этом этапе определяется,
каким будет формат картины (вытянутым по вертикали,
прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и
др.) и ее размер.
Конечно, непреложных законов формата нет, но есть
уловимые тенденции, язык формата
Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение
стройности и возвышенности.
Формат в виде прямоугольника, расположенного по
горизонтали удобен для изображения эпического действия.
Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает
изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение
панорамной или фризовой композиций.
При выборе формата следует учитывать, как
расположены основные объекты композиции -
по горизонтали или вертикали, как развивается
действие сюжета - слева направо, в глубину картины
или как-то иначе.
Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных
композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными
сторонами границ изображения.
Композиция произведения в овале и круге
(tondo)
строится
относительно воображаемых взаимно перпе