) ) (
Неменская Л.А.
 
зам. директора Центра НХО,
 
кандидат философских наук, доцент,
 
Лауреат премии Президента РФ
 
 
 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ В ШКОЛЕ
 
 
 
Раскрыть одаренность ученика и ярко проявить его способности помогают правильно поставленные цели его учебной деятельности. Замыслить и осуществить идею, тем самым, почувствовать свои созидательные силы и возможности совершенствовать мир вокруг, войти в новые взаимодействия, просто стать нужным – все это возможно, когда есть целостное дело, понятное и интересное. Поэтому школе нужны проекты, а художественные проекты – особенно.
 
 
 
Идея проекта в образовательном процессе направлена на развитие самостоятельности ученика, способности строить путь задуманного дела и его осуществлять. Главное в проекте это умение видеть целесообразность своей работы и устремленность на ее результат, на создание некоего продукта, завершенного в своем роде.
 
 
 
Проект несет в себе мобилизацию творческих сил школьника, его креативных возможностей, формирует умение строить свою деятельность, искать нужные знания и отвечать возникающим задачам, решать их, отвечая условиям в которых осуществляется работа, ориентируясь в конечном итоге не на правило - ученически, а на цель - созидательно. И потому целеустремленность проектной деятельности содержит в себе потенциал ответственности и свободы.
 
 
 
Проект в обучении противостоит упражнению, которое есть форма отработки какого-то конкретного навыка или частного, репродуктивного знания. Когда мы учим действовать по образцу, пускай даже, вариативно применяя его к разным ситуациям, мы обретаем некое частичное умение. Если оно не является движением к ясной и нужной цели, то, скорее всего, это умение будет потеряно. Так бессмысленно научить ребенка рисовать что-то конкретное, какой-либо предмет. Ему необходимо научиться изобразительному языку и художественному конструированию как некоторому способу социального действия, коммуникации и особому способу познания.
 
 
 
Художественная деятельность есть проектная деятельность по своей сути. Она начинается с замысла, несущего в себе целеполагание, значимый смысл, потом поиска средств осуществления и воплощение результата, который должен жить – работать, имеет право быть переосмыслен, понят, иметь социальное воздействие, и порождать новое проектирование. Для художественной педагогики Б.М.Неменского это программный принцип, так как она построена как система содержательных тем, где каждый урок своего рода проект художественного продукта. Каждая тема может быть развернута в проектную деятельность, является формой художественного проектирования. Но «свернутая» в урок, она осуществляется как замысел проекта, его идея. В этом состоит трудность для учителя, который ищет точного пофазового рецепта исполнения каждого задания.
 
 
 
Проектная сущность изучаемой темы входит в противоречие с желанием «творчества по образцу», выполнения упражнений по схеме. Зато учитель-специалист, творческий и грамотный педагог получает широкое поле воплощения творческого потенциала своих учеников и своего собственного.  В таких школах предмет «изобразительное искусство» получает совершенно новое значение в общешкольном пространстве, приобретает огромный интерес со стороны школьников и их родителей, и администрации школы тоже.
 
 
 
Умение управлять проектной деятельностью – это современный и высокий уровень педагогического мастерства. Именно учитель дает верное направление поисковой работе, знает ее временные рамки, то есть начало и завершение, помогает найти необходимый инструментарий и адаптацию к изменяющимся в процессе работы условиям, чувствует риски и умеет их смягчать. Очень важно для учителя умение понять уникальность проекта, его нестандартность, и уникальность его результата. В каждом детском или юношеском проекте может быть воплощен образ его мечты, его ожиданий - это надо увидеть, понять.
 
 
 
Художественное проектирование в школе может проявлять себя на разных уровнях и в различных формах. Создание художественных проектов происходит на любой ступени. Так уже в первом классе вся четвертая четверть – это система предлагаемых проектов, направленных на то, чтобы поднять на новую ступень полученные за год умения и представления, но, одновременно, и на социализацию ребенка средствами его художественного творчества. Идеи, сюжетный замысел здесь, конечно, ведет учитель, а вот его решения могут быть бесконечно множественные, для каждого класса новые. Прежде всего, это коллективные работы, в которых ученик обучается искусству работать в команде. Проявляя непосредственно свои возможности и желания, он учится их соотносить с творчеством товарищей, учится работать в определенных заданных рамках, согласуясь с другими и с целостностью общей работы.
 
 
 
Вот один из первых проектов: ветки с разноцветными птицами из бумаги, которыми украсили здание всей школы: весна пришла! Но еще и мы, первоклассники пришли! Мы здесь новые, но свои, это наша школа! Радуйтесь нам! Вот как необычно и нарядно мы знакомимся, обживаем нашу школу!  А проект 3-го класса «Наш город» основан на достаточно глубокой подготовительной работе, и полученные навыки должны воплотиться в осуществленном замысле коллективного панно.
 
 
 
Программа изобразительного искусства в школе насыщена задачами художественного проектирования предметов быта для дома, для городского пространства, здесь присутствуют проекты архитектурные, и проекты изобразительные, направленные на раскрытие своего, индивидуального переживания. В современных условиях особое место занимают проекты, раскрывающие своеобразие различных национальных культур, работа над ними помогает детям соотносить ситуативные политические реалии с вечностью культурных традиций, понимать и ценить многообразие мира.
 
 
 
Одной из форм проектной деятельности являются выставочные проекты. Не достаточно «просто» повесить рисунки на стены. Выставка требует большой работы. Прежде всего, она должна иметь определенную концепцию – то есть идею, замысел. Подобранные работы должны быть соответственно оформлены, а построение экспозиции – это вид художественной деятельности, это своего рода режиссура того, как мы будем воспринимать представленные на выставке произведения. Выставочный проект несет в себе определенный образ. Его готовили, но, осуществившись, он потребует переосмысления, обязательно откроется неожиданными сторонами и потому необходимо организовать его обсуждение, анализ, рефлексию. Собственно, это и будет настоящим результатом проекта – то, новое знание, впечатление, которое откроется сверх замысла. Переосмысление первоначальной идеи, то открытие, которое рождается на основе ее осуществления – это необходимый этап проектирования. И это так соответствует смыслу этого слова: проект в переводе с латинского означает «брошенный вперед».

                                    Этапы выполнения ученического проекта                                  

 

 

 

I этап характеризуется актуализацией знаний по выбранной тематике, определением конкретной идеи, образованием групп (если это групповой или коллективный проект). 

 

  Начинать работу над творческим  проектом надо с выбора темы. К выбору темы проекта предъявляются определенные требования:

 

* объект проекта должен быть ученику хорошо знаком, понятен, а главное интересен;

 

* ученик должен быть уверен, что выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве, что он ему по силам, что он справится с поставленными задачами;

 

*нет необходимости в оригинальности темы – пусть объектами проектирования будут простые вещи;

 

*допустимо, если в классе темы будут повторятся, в процессе проектирования ученик поймет, что двух одинаковых проектов не бывает.

 

II этап представляет собой самостоятельное исследование, на котором формулиру-ются задачи, происходит определение источников информации, разработка творческого проекта. 

 

    На этом этапе проектирования образцов будущего изделия разрабатывается банк идей. Я детям уточняю, что «от части из них, может быть  придется отказаться, однако некоторые детали, нюансы, находки могут ещё пригодиться в дальнейшем. Образцы будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок. На первых порах не следует пренебрегать рабочими зарисовками. Есть одно учебное задание, которым пользуются проектировщики на этапе формирования банка идей. Оно называется клаузурой - это образ будущего изделия в целом, выполненный в виде рисунков».

Не беда, если ученик не слишком хорошо рисует, - чем больше ученик будет стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше его это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать.

 

Тема проекта выбрана. Затем она утверждается учителем, исходя из интересов и возможностей ученика.

     Проекты учащиеся чаще всего любят выполнять индивидуальные, но проектные работы могут быть и групповыми, и коллективными. При выполнении групповых и коллективных проектов необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнением проекта в целом (дети сами выбирают руководителя проекта). Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.

 

                      Затем учащиеся продолжают работать по плану:

 

1. Выбор материала.

 

Материал для изготовления изделия следует выбирать по критериям:

 

*возможность декоративной обработки материала;

 

*прочность, долговечность;

 

*стоимость материала.

 

2. Планирование процесса изготовления. Разработка вариантов технологического процесса.

 

3. Корректировка плана в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных учеником решений.

 

4.   Оценка стоимости готового изделия.

 

5.   Оценка стоимости готового изделия.

 

       На этом этапе я играю роль активного наблюдателя (при этом всё же необходимо управлять  деятельностью учащихся).

На  III этапе  учащиеся самостоятельно работают над проектом, происходит выполнение творческого задания.

На этом этапе я лишь выступаю в роли координатора,  «главного советчика».

В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу всё равно необходимо, чтобы вовремя придти на помощь, если потребуется, но не в виде  готового решения, а в виде совета.

На этапе презентация происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений. Творческие проекты представляются в различных формах.

Как правило, на защиту проекта отводится последний урок по любой  теме. Это праздник! На этом уроке дети не просто рассматривают готовые изделия, а внимательно слушают друг друга, задают вопросы по теме, обсуждают и оценивают процесс и продукты труда.  «Радость», «восторг», «гордость», «интерес» - так характеризуют дети свои эмоции после защиты проекта. 

Творческие проекты более сложного характера я предлагаю выполнить учащимся 7 классов. Это могут быть межпредметные проекты (история «Древний мир», наглядная геометрия «Занимательные кривые») или прикладные. При работе над проектом  мои ученики проявляют навыки ученического самоуправления, так как они несут ответственность за выбор темы, планирование, средства и форму выполнения.

 

Учебный проект   – это итоговая, самостоятельная работа учащихся по изученной теме, выполненная под руководством педагога. 

                               

Работа над  всеми видами проектов происходит примерно в одинаковой последо-вательности:

 

1.     Обоснование возникшей проблемы и потребности

 

2.     Определение  конкретной идеи и её формулировка.

 

3.     Выявление основных параметров  и ограничений.

 

4.     Разработка идей, вариантов.

 

5.     Анализ идеи и выбор оптимального варианта.

 

6.     Исследование, выявление традиций, истории, тенденции.

 

7.     Составление схем.

 

8.     Выбор материалов.

 

9.     Коррекция.

 

10.    Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.

 

11.  Последовательность изготовления изделия.

 

12.  Контроль качества.

 

13.  Экономическое обоснование (расчет калькуляции изделия)

 

14.  Разработка рекламного проекта изделия

 

15.  Оформление проекта.

 

16.  Самооценка.

 

17.   Защита проекта.