Главная » Статьи » особые дети » статьи ,выступления

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

В основе  нарушений восприятия пространства  лежат дефекты пространственного и оптико-пространственного  представления. Ряд исследователей (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия, Г.Л.Тойбер и др.) рассматривают восприятие как функциональную систему, и особенно, это касается пространственного восприятия, в котором задействована целая система мозговых зон. Пространственное восприятие осуществляется  целым рядом мозговых зон, располагающихся на границе между затылочными, височными и постцентральными (теменными) областями левого полушария мозга, и составляют зону перекрытия зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Эти зоны формируются только у человека и вступают в работу не раньше 7 лет.

 Только совместная деятельность этих анализаторов создает у ребенка, в конце первого года жизни, умение ориентироваться в окружающем пространстве. Дальнейшее развитие восприятия пространства идет в направлении  латерализации(процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности. Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивелируется по мере старения (Б. Г. Ананьев). У детей до 12 лет поражения левого полушария мозга не сопровождаются) восприятия и осознании схемы тела. Человек начинает воспринимать пространство и «самого себя» в системе геометрических координат.

 Во внешнем пространстве начинает ощущаться и выделяться, «левое» и «правое», «сверху» и «снизу».

Подобное развитие пространственного и сомато-пространственного ощущения и восприятия начинает испытывать заметное организующее влияние речи – появляются понятия «левого» и «правого», «спереди» и «сзади» и т.д.

 Естественно, что эта сложная система взаимодействия различных анализаторов может оказаться нарушенной, как только из нее выпадает тот или иной фактор. Наиболее сложные формы патологии восприятия пространства появляются при поражении поздно сформировавшихся отделов мозга. Они проявляются не только в дефектах наглядного восприятия пространства и отношений конкретных предметов в нем, но, прежде всего, в нарушении пространственных представлений, и в дефектах смысловой и структурной переработки получаемой информации. Больные с поражением нижнетеменных и теменно-затылочных отделов мозга не могут совместить отдельные элементы информации в целое. В этот же синдром включаются дефекты ориентировки в системе пространственных координат и первичные нарушения счета.

Нормативное овладение здоровым ребенком пространственными и пространственно-временными представлениями, в ходе его развития, строится по определенным этапам и уровням. Можно выделить:

- уровень пространства собственного тела;

- уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;

- уровень восприятия пространственных взаимоотношений внешних объектов между собой.

Также выделяется словесная система по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Из трех парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, горизонтальной и саггитальной), раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено вертикальным положением тела ребенка. Затем происходит выявление нижнего направления, как противоположной стороны вертикальной оси. При переходе к рассмотрению отношений между объектами в «горизонтальной»  плоскости, вначале, необходимо рассмотреть только пространство «впереди» и перейти к рассмотрению пространства «сзади» только после того, как ребенок овладеет ориентировкой во всех плоскостях (так считают нейропсихологиН.Я.Семаго и М.М.Семаго). Пространство «сзади» будет являться завершением овладения топологическими, координаторными и метрическими пространственными представлениями, выходящими на целостное представление о пространстве.

Момент перехода от вертикальной оси к горизонтальной (пространства, в котором, в основном, и происходит учебная деятельность ребенка) является одним из наиболее важных моментов овладения пространственными представлениями.

1 ЭТАП. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле (уровень пространства собственного тела) (1). Сначала ведется работа над общей схемой тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), затем необходимо акцентировать внимание на лице и проанализировать расположение частей лица, также с точки зрения «вертикальной организации пространства», т. е. сверху вниз.

На уроках изо в каждом классе  мы  изображаем портреты людей  ,сказочных персонажей ,животных

Дети на уроках изображают вслед за учителем, который  предварительно  проговаривает и анализирует лицо или тело человека Учитель привлекает  к такому  анализу детей ,задавая наводящие вопросы  . 

Например  ,изображая Снежную королеву , проводится такая работа

-На  какую фигуру похоже лицо у Снежной Королевы ? (можно вывесить и показать геометрические фигуры)

-на овал ,круг Обведите свое лицо

- Делим круг пополам обратной стороной кисти .   На  этой линии находятся глаза

На какую геометрическую фигуру похожи и т.д .?

Покажите глаза у себя сколько их ? И у Снежной Королевы  тоже 2 глаза.

При таком рассматривании стоит задавать  такие вопросы

-где находится нос( брови ,уши ,рот ) ?ниже или выше глаз? Справа,слева  от ?

В работу также вводятся предлоги Над,под ,между

Скурпулезное рассматривание своего лица ,лица персонажа  .и отображение в рисунке  ,переодичное повторение  приводят к тому ,что дети постепенно  начинают  осознавать себя ,других людей , начинают понимать ,что у них есть такие  части тела    Многие дети  с нарушением интеллекта не  знают,  из чего состоят руки ,ноги , само  тело

На самом рисунке обязательно надо показывать и проговаривать ,где низ, верх листа .  При изображении  фона отрабатывается понятие «вокруг», «внутри», снаружи .

2 ЭТАП. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

Этот этап посвящен работе по формированию представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, и  взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства – вначале только  по формированию пространства «впереди».

Горизонтальное пространство соответствует направлению вперед-назад При изображении пейзажа мы изображаем деревья,предметы ,расположенные на заднем,переднем  плане .Например ,изображая деревья в лесу ,мы наблюдаем .что деревья в лесу расположены не в один ряд ,а растут хаотично. Некоторые спереди некоторые сзади,ветки их перекрывают друг друга ,сплетаются .Вводится понятие перспективы ( те предметы  .которые расположены дальше ,меньше на рисунке ,те предметы которые ближе –больше .)Здесь помогают больше фотографии ирепродукции картин ,поскольку не всегда детей можно вывести на экскурсию понаблюдать за законами перспективы.

3 ЭТАП. ЛАТЕРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

Этот этап посвящен работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «право-левую» ориентировку, и последующим анализом взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности».Отрабатывается навык понятий «Справа»,» «слева»

Начинается этап с перехода анализа горизонтального пространства «впереди»  в анализ «бокового» горизонтального положения; анализируются предметы и объекты расположенные «сбоку» (для начала не важным является «справа» это  или «слева»).

Позже вводятся слова «справа», «слева», «левее», «правее». Работу, на этом этапе, необходимо начинать с маркировки руки ребенка (как правило, левой). В качестве маркировки могут выступать часы, браслеты и пр.; но необходимо предупредить родителей, чтобы они не снимали их и продолжали работать над развитием, правой-левой, ориентации дома. Начинаем с изучения всех парных частей тела человека, которые можно разделить на «правые» и «левые» (правая – левая рука, нога, ухо и т.д.

Можно использовать упражнения такого плана

- вытяни правую руку в сторону; что находится правее: кисть или локоть? и т.п.;

- вытяни правую ногу в сторону; что находится правее: колено или бедро? и т.п.

Здесь же можно вспомнить понятия «дальше» и «ближе», обратить внимание на их использование во всех трех плоскостях.

 

Задание:

- подними руки вверх; что дальше: пальцы или локти? и т.п.;

- вытяни руки вперед; что ближе: запястья или предплечья? и т.п.;

- вытяни руки в стороны; какая часть руки дальше всего? и т.п.

После того, как ребенок достаточно усвоил правую-левую стороны своего тела  можно переходить к анализу сторонности между всадником и окружающими предметами. Здесь можно предложить ребенку различные задания и упражнения с использованием игрушек, предметов, где нужно определить: справа от него или слева от него, правее, чем он или левее, чем он находятся предметы

представления : слева от … ,справа от … , левее ,чем… , правее ,чем… .

Использованная литература:

Гаврилушкина О.П. «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей» Москва: Просвещение, 1991 г.

Кондратьева С.Ю. «Профилактика дискалькулии» СПб, 2007 г.

Семаго Н.Я. ,Семаго М.М. «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» Москва: АРКТИ, 2000 г.

Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление» Москва-Воронеж, 2000 г.

Категория: статьи ,выступления | Добавил: july71 (07.04.2015)
Просмотров: 911 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar