Главная » Доска объявлений » Программы для кружка

Лепим с детьми сОВЗ
27.08.2015, 00:00

Данная программа разработана педагогом и является авторской, так как типовой программы для детей с ограниченными возможностями нет.

Данная программа выполняет обучающую, развивающую, эстетическую, диагностическую, коррекционную функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе.

Актуальность программы: усиление социально-педагогической и инновационной составляющей  образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях.

Причины написания программы  заключаются в том, что проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач современного общества – задачи формирования всесторонней, гармонически развитой личности. Детям с ограниченными возможностями необходимо чувствовать себя полноценными гражданами своего общества, в этом им помогают занятия в объединении.

Новизна программы: создание новой методической продукции переработанной и интегрированной для работы в объединении по направлению «Лепка из глины и соленого теста».

  Программа является комплексной, так как объединяет несколько видов деятельности: это лепка из глины, тестопластика, работа с природным материалом. Разделы «Тестопластика» и «Работа с природным материалом» являются нововведением. В современной литературе имеется много новинок по данным темам. Именно они были использованы для составления учебно-тематического планирования и написания содержательной части программы.

  Программа вариативна, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

Дети с ограниченными возможностями – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. А в некоторых случаях нарушения развития могут  быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация и т. д.

Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной адаптации.

Развитие механизмов адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Для школьников затруднительно правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом.

Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам. Идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Внося свой вклад в решение данной проблемы, объединение декоративно-прикладного творчества принимает в свой детский коллектив детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. 

Такие дети психологически «младше своего возраста». Их мышление более конкретно, им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены. Им труднее усваивать материал, и они быстрее его забывают. Обучающиеся быстро утомляются. У них слабый самоконтроль. Они очень чувствительны и обидчивы.

Учитывая данную специфику, необходимо следовать следующим правилам.

Объяснения должны быть доступными, повторяться несколько раз, сопровождаться наглядным показом.

Оптимальный временной режим занятий – не более 1 часа.

Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.

Цели дополнительного образования ориентированные на ребенка-инвалида:

- развивать позитивную «Я – концепцию»;

- стать более ответственным в действиях и поступках;

- стать более самоуправляемым;

- выработать способность к самостоятельному принятию решения;

- овладеть навыком контроля;

- развивать навыки преодоления трудностей;

- обрести веру в самого себя.

Цель программы: – приобщение детей к трудовой деятельности, создание условий для развития творческой, активной личности посредством изготовления художественных изделий из глины и соленого теста.

Задачи программы:

- научить выполнять простейшие трудовые навыки;

- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;

- воспитывать аккуратность, терпение;

- развивать интерес к творческому труду.

 Различные формы учебной работы (вид занятия) существенно повышают эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает использование  индивидуальной формы учебной работы обучающихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу ученика. При этом педагог оказывает учащемуся такую помощь, которая не подавляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы.         Если говорить о формах учебных занятий, то основная масса учебного времени отводится на лекционно-практические занятия, где оптимально сочетаются теория и практические упражнения. Это обусловлено спецификой курса: чтобы эффективно овладеть навыками работы с глиной и соленым тестом, нужно вслед за теоретическим изучением приемов отработать их на практике.

  Что касается методов работы, то программа предполагает сочетания репродуктивной и творческой деятельности. Во время знакомства с новым материалом деятельность носит репродуктивный характер, так как обучающиеся воспроизводят знания и способы действий. Репродуктивная деятельность выражается в форме упражнений. Поиск нового стиля, новых элементов, создания работ по собственному эскизу является примером творческой деятельности.

  Среди методов определяемых по источнику информации, на занятиях используется объяснение (при знакомстве со свойствами глины, теста, с терминами), инструктаж (объяснение правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок), беседа (необходима для приобретения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мнениями). Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после экскурсий на выставки. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения. Демонстрация присутствует практически на каждом занятии и сочетается со словесными методами.

  Педагогу необходимо добиваться рационального выбора методов и оптимального их сочетания.

Реализация данной программы основывается на следующих принципах.

  1) Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному.

  2) Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста.

  3) Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.

  4) Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков.

  5) Принцип результативности – в программе должно быть указано,  что узнает и чему научится ребенок.

  6) Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся.

  7). Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.

  8) Принцип культуросообразности основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется по средствам культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.

  9) Принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей.

  Занятия строятся таким образом, чтобы обучающиеся сознательно и активно овладевали ЗУНами, чтобы у них развивалась творческая активность и самостоятельность. Только с учетом этих принципов могут быть достигнуты высокие результаты в овладении обучающимися знаниями и практическими навыками.

Общие рекомендации по организации занятий.

На начальном этапе работы необходимо установить эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней организации. Также необходимо поднять эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений соответствующих тому уровню аффективной организации, к которому он максимально приспособлен.

Готовясь к беседе с детьми, педагог должен продумать вопросы, которые он задает ребенку. Беседа не должна состоять из нотаций и поучений. Для детей с проблемами развития очень важна эмоциональная поддержка.

1.Игра с пластилиновым комочком

-Пробуем на мягкость

-Катаем шарики в ладонях,на столе

-Пытаемся вытянуть

Сказка о пластилиновом комочке

2 Лепим и украшаем узорами

Лепим шарики

Делаем лепешки

Жгутики

Игра «было –стало»

3.Лепим пирамидку

Делаем шарики .лепешки

Учим размеры(больше.меньше)

 

4.Лепим бусы для куклы

 

 

5.Нарядная пластина

Рельефный узор

Использовать природный материал .бусинки для украшения

6.Мы баранки испечем .угощать друга начнем

 

 

7.У кого какие ушки на мохнатенькой макушке

Вытягивание  из пластилинового комочка

Игра «кто спрятался?»

8.Маленькие птички –воробушки синички

Раскатывание шарика .вытягивание клюва и хвостика

 

9.Вкусные прянички для бабушки и мамочки

Рельеф и украшение

 

10.Лучок на окне –привет весне

 

 

11.Лепим угощение на день рождения

Лепка пирожных ,тортов,конфет  

 

12.Лепим улитку

Раскатывание жгута .,вытягивание скручивание

 

13.Волшебный лес

Раскатывание жгута .скручивание лепка деревьев из пластилина

 

14.Домики

Рельеф

 

15Лепим ключи для сундука от сокровищ

Жгуты .колечки

 

16.лепим пингвинов

10414837_650147035105538_5172055744065333771_n (1)

 

17.лепим зверинец. Кошки

 

 

18.лепим зверинец Собаки

 

 

19.лепим зверинец.Лошадки

 

20.лепим зверинец.Лев

 

 

21.лепим зверинец .мышка

Прищипывание

 

22.лепим зверинец.Зайцы

 

 

23.лепим зверинец.Лисицы

 

 

24.лепим зверинец Слоны

 

 

25.красивый цветок Роза

 

 

26.красивое дерево

 

27.Поезд

 

 

28.лепим буквы

 

 

29.морские обитатели

 

30.посуда

 

 

31.божьи коровки

 

 

32.паучки

 

 

33. танцующие дети

 

 

34.деревня

 

 

фотографии взяты отсюда

Добавил: july71 | | Теги: лепка, Программа, кружок изо в школе
Просмотров: 506 | Рейтинг: 0.0/0