Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]


Игнорирование нежелательного поведения

Игнорирование нежелательного поведения

Оригинал: http://www.autism-help.org/story-ignoring-autism.htm

Переводчик: Лелюхина Марина

Ничегонеделание — самая тяжелая работа на земле. От нее невозможно отдохнуть.

Неизвестный автор

«Игнорирование — гадость». Так некий молодой человек с расстройством аутистического спектра охарактеризовал первые попытки его родителей игнорировать нежелательное поведение. Игнорирование —  конечно не  «ничегонеделание» в чистом виде, но что-то близкое к этому. Но прежде чем мы продолжим, вот несколько причин, по которым многим родителям детей с аутизмом идея игнорировать нежелательное поведение ребенка категорически не нравится:

1. Эй, у него аутизм! Вы заыбли? Еще недавно он даже не смотрел в мою сторону, а сейчас вы предлагаете мне его игнорировать?!

2. Я уже пробовал(а), с ним это не работает.

3. Я хочу общаться со своим ребенком. Все, что он делает, требует моей реакции.

Может быть вы ни о чем таком никогда и не думали, но я регулярно слышу от многих родителей подобные аргументы. И у них есть основания сомневаться. Игнорировать ребенка с аутизмом не просто. Иногда это кажется просто подлостью по отношению к нему. Но нам не следует забывать, что наше внимание  может быть замечательным поощрением, подкрепляющим   нежелательное поведение. Конечно, так бывает не всегда. Но чаще всего дети воспринимают все, что мы говорим и делаем в ответ на их действия, как некую форму одобрения.

Из этого следует простое правило: если вам нравится поведение вашего ребенка — уделите ему внимание, если нет — игнорируйте.

Прежде чем вы начнете строчить в ответ едкие комментарии, позвольте сказать что далеко не любое поведение нужно игнорировать. Если ребенок дерется — это нельзя игнорировать, такое поведение требует закономерных последствий. Если ребенок ломает и крушит все вокруг — рано или поздно нам придется перестать его игнорировать,  чтобы каким-то образом вернуть все на место, либо обеспечить закономерные последствия. Самоповреждение ни в коем случае нельзя игнорировать. Если человек наносит себе серьезные повреждения, это требует вмешательства специалиста. Опасное поведение нужно прекращать! Здесь  двух мнений быть не может.

И все же  есть  масса случаев, когда мы можем и должны  игнорировать поведение ребенка. Сюда входят почти все случаи истерик, приступы плача или смеха без причины, провокации и баловство, навязчивые вопросы и множество других вариантов поведения, типичного для детей.

И как же это делать? — спросите вы. Отличный вопрос!

Из ИПрежИ всеЧто значит игнорировать

Давайте разберемся, что  значит игнорирование. Специалисты центра изучения аутизма имени Judevine  называют этот процесс «активным игнорированием» и дают ему следующее определение: «не смотреть и не уделять внимание человеку, если он ведет себя неподобающим образом». Я бы добавил, что игнорировать — значит не смотреть, не реагировать, не говорить и не прикасаться к тому, кто делает что-то, что нам не нравится. Реакция не обязательно может быть вербальной, это может быть едва уловимое, инстинктивное движение бровями, выражение лица, движение тела и т.д. Фокус в том, чтобы ребенок понял, что вы реагируете на его поступки по-разному. Если он делает все правильно — вы с ума сходите от радости и все ваше внимание направлено на него, если происходит нежелательное поведение — вы ничего не делаете.

Это не всегда легко. Трудно не рассмеяться, когда ваша дочка  ухает как сова, поглядывая на вас искоса ( как это делает моя маленькая Мэллори ). Я стараюсь держать себя  в руках — но это Ухху было последним! Не менее трудно было не реагировать, когда взрослый аутист угрожал выбить окно. Это случилось с моим другом Эрлом, и тогда я просто ответил, что он может делать все, что хочет, но без окна в комнате будет холодновато, а он положил деревянную вешалку, которой размахивал, и мы смогли поговорить. Слава Богу, была зима.

Но, так или иначе, нам необходимо научиться контролировать свои реакции. Возможность посмеяться или выйти из себя представиться позже, а пока вот несколько способов, которые помогут вам проигнорировать нежелательное поведение ( и помните, мы игнорируем поведение, а не человека, человека мы любим).

Сделайте вид, что ничего не случилось

Продолжайте вести себя так, как будто ничего не случилось. «Крик? А что, кто-то кричал?» Отойдите, если ваш ребенок впал в истерику в супермаркете. Просто постойте в сторонке. Тут конечно вам понадобится по-настоящему железная воля, потому что все без исключения «хорошие родители»  будут на вас смотреть так, как будто вы кого-то убили.

Проявите твердость. Вы знаете, что делаете. Это запланированная акция. Если вас очень беспокоит,  что  другие люди на вас пялятся, распечатайте про запас специальные карточки с примерно таким текстом: «Я вижу что вы уставились на моего ребенка. Мы это заметили. Да, он ведет себя плохо, но у него аутизм, а какие у вас оправдания?» Чтобы помочь себе справиться, вы можете отвести взгляд, повернуться к ребенку спиной, или спокойно похвалить других детей за хорошее поведение ( Сюзи, как тихо ты себя ведешь сегодня! Никаких сомнений, когда мы зайдем в булочную, ты получишь вкусное печенье!).

Выйдите из комнаты

Если вы чувствуете, что теряете над собой контроль, выйдите из комнаты. Дезертировать с «поля боя» лучше, чем предоставить ребенку внимание в неподходящий момент. Вы не всегда сможете так поступить, хотя бы из соображений безопасности, но в некоторых случаях бегство — идеальный способ помочь себе справиться и не  дать реакцию на нежелательное поведение. Обычно к такому средству прибегают дома. Воспринимайте это как возможность для передышки.

Займитесь чем-то ещеПрВыйВозм   

Для большинства родителей нет ничего тяжелее, чем сидеть сложа руки в такой ситуации! Этот совет для вас, неутомимые работоголики. Запаситесь интересной книгой, или держите наготове занятие, которое поглотит все ваше внимание. Вместо того, чтобы любоваться как ваше сокровище катается по полу и воет, перечитайте «Войну и Мир».

Нечто подобное я предложил одной чрезмерно заботливой и впечатлительной бабушке, как альтернативу тому, чтобы подхватывать на руки ее трехлетнего внука в истерике, каждый раз, как у нас случался перерыв в занятиях. В этой истории я выступал в роли «плохого парня», так как заставлял его работать, а она, независимо ни от чего, была для мальчика лишь источником объятий и поцелуев. Чтобы переломить эту ситуацию, я принес ей по-настоящему скучную книгу писателя по фамлии Козлофф ( шучу-шучу) и мы стали говорить мальчику, что «бабушка делает уроки». Сработало! Бабушка заслужила звание «Бабушка-кремень года», а малыш начал успешно осваивать программу.

Остановите поведение, но продолжайте игнорировать
Некоторые виды поведения невозможно игнорировать. Их надо прекращать. Например, если ваш ребенок в истерике колотится головой об пол, пока не пойдет кровь, игнорировать это невозможно. Вы можете подложить ему под голову подушку, или положить ладонь на лоб, в том месте, куда он бъет кулаком. Но, когда вы делаете это, не смотрите на ребенка, не говорите с ним. Краем глаза следите за тем, чтобы все было в порядке, но не более того.

Не всегда поведение следует игнорировать

Опасное поведение нельзя игнорировать — с ним нужно справляться.  Когда функцией поведения не является привлечение внимания, оно не прекратится от того, что вы начнете его игнорировать. Например, многие дети занимаются самостимуляцией ( повторяющееся поведение, которое дает им приятные сенсорные ощущения). Чаще всего это поведение не зависит от того, смотрит кто-то на ребенка, или нет.  Игнорирование может и не помешает ( по крайней мере вы не будете добавлять к тем приятным ощущением, которые ребенок получает, встряхивая руками, долю излишнего внимания), но скорее всего никак не повлияет на хорошо закрепленное самостимулирующее поведение.

Лучший способ справиться с самостимуляцией — выделить время, когда такое поведение допустимо. В остальных случаях вам придется прерывать процесс, и всеми силами привлекать ребенка к другим занятиям. Самостимуляция —  сильный «наркотик», на котором «плотно сидят» многие дети с расстройствами аутистического спектра. Немногие поощрения могут соперничать с удовольствием, которое дает  самостимуляция. Именно поэтому, когда вы занимаетесь, или играете с ребенком, время для  стимов следует ограничивать. Если ваш ребенок ничем не занят — он вполне может заняться тем, что ему нравится. Время для самостимуляции может быть прекрасным поощрением, которое будет подкреплять усердие на занятиях ( «как только закончим, можешь покрутить свои веревочки»).

Но я уже пытался(лась) его игнорировать, не сработало, стало только хуже!

Справедливое замечание. Если мы начинаем игнорировать поведение, которое раньше привлекало много внимания, прежде чем дела пойдут лучше, все  станет хуже некуда. В прикладном анализе поведения это называют «поведенческий взрыв» — ребенок помнит, что раньше это «срабатывало», и будет прилагать все усилия, чтобы добиться от вас нужной реакции. Весь секрет в настойчивости. Продолжайте игнорировать «целевое» поведение хотя бы недели три ( как я слышал, столько требуется, чтобы сформировать привычку). Собирайте данные о поведении, с которым работаете, чтобы удостовериться, что оно действительно идет на спад. Если три недели вы, и все, кто взаимодействует с ребенком, упорно игнорировали поведение, но оно так и не уменьшилось, возможно, его функция заключается не в привлечении внимания. Вам придется поискать другое решение. Но отнеситесь внимательно к процедуре игнорирования, оно должно быть полным и абсолютным. Вы не можете игнорировать нежелательное поведение время от времени. В этом случае вы рискуете усилить нежелательное поведение еще больше ( это называется  промежуточный режим усиления).

Убедитесь, что все члены семьи, другие родственники, учителя, все кто так или иначе контактирует с ребенком, готовы игнорировать поведение, с которым вы работаете, знают, что это за поведение, и умеют его игнорировать. И приготовьтесь к долгой дороге. Игнорирование — это не единовременная иньекция хороших манер, скорее это похоже на ежедневный прием витаминов. Вы должны быть готовы к тому, что некоторые виды поведения придется игнорировать до конца жизни. Со временем, вы и ваш ребенок только выиграете от этой ситуации, обещаю. Но чтобы не игнорировать все на свете, помните о том, что если ваш ребенок ведет себя так, как нужно — он заслуживает всего вашего внимания и самых бурных оваций.

Автор: Gary J. Heffner,  создатель  The Autism Home Page at MSN Groups.

Лучший Но СправУбедитес


10 заповедей для родителей от Януша Корчака

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Справка:

Януш Корчак (22 июля 1878, Варшава — август 1942, Треблинка) - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

 


 

Аутизм


Пособие для родителей, семей и друзей

Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста.