meta name="description" content="КАК СОЦИАЛИЗИРОВАТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ" />
Главная » 2016 » Апрель » 11 » СОЦИАЛИЗАЦИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
19:20
СОЦИАЛИЗАЦИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Эта статья опубликована в буклете "Как живется с аутизмом?"

 

Я пришла работать в школу для детей с ОВЗ незадолго до того, как открылись классы для детей с РАС. Честно говоря,  до этого я не сталкивалась  в жизни  тесно с такими людьми, и мне было интересно,  как такие дети выглядят,  как ведут, как с ними можно общаться, и как с ними можно работать, чтобы достичь положительных результатов. Прежде всего, я увидела, что это дети,  у которых нарушена эмоциональная сфера.  Дети плохо общались друг с другом, не воспринимали  меня,  как учителя, и поэтому Наталье Петровне  приходилось быть в классе на моих уроках. Некоторые дети были  агрессивно настроены, другие не понимали, где находятся, прыгали ,бегали по классу , хватали уроки срывались, все расстраивались. Как правило, почти у всех было нарушение в коммуникации, отклонения от нормального развития речи, плохо развита мелкая моторика рук. Мои ученики держали кисточки карандаши, крепко зажав их в кулаке, не смотрели в глаза, в лучшем случае, как эхо повторяли то, что я говорю.  

  Главной моей задачей  стало  развитие  их эмоциональной о.

"Изобразительное искусство  предполагает  развитие личности ученика   средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно нравственного поиска человечества."(Неменский)

Я уверена, что  изобразительное искусство - особый предмет, который не только изучается, но и проживается.

 Изобразительное искусство тесно связано с эмоциями, которые появляются у людей в ответ на какие-то события  жизни. Это реакция на явления окружающего мира. С этой стороны  изобразительная деятельность очень полезна для  детей  с РАС.   На уроках мы занимаемся   прежде всего практической деятельностью: рисуем красками, карандашами, лепим, делаем аппликацию.

      В начале учебной деятельности  многие дети  не знают, что такое краски, как с ними  работать. Они пытаются пробовать их на вкус,  размазывают их по рукам, бумаге, столу, любят купать кисточку, окрашивая воду, руки, себя в банке с водой. Нам кажется, что ребенок при этом просто балуется,  ничего не делает, но на самом деле  его действия полны смысла. Рассматривание того,  как  смешиваются  краски в воде, и, вообще, такие  простейшие игры с художественными материалами   стимулирует развитие познавательной деятельности,  способствует выражению эмоций и контролю над ними,  развитию саморегуляции, «создавая предпосылки для перехода ребенка к более высокоорганизованным формам психической деятельности». Здесь важно для меня как для учителя, чтобы этот процесс не затянулся, поэтому параллельно с самостоятельными играми с художественными материалами, мы изображаем  окружающий мир. Поначалу я использую прием «рука в руке», проговаривая каждый элемент предмета, который мы изображаем.  Если ребенок повторяет за мной – очень хорошо. Цель моя, не только научить правильно что-то изобразить, но развивать речь,  коммуникацию, мелкую моторику, социализировать ребенка.  Так мы двигаемся  мелкими шажками по пути социализации ребенка.

   Эта статья опубликована в буклете "как живется с аутизмом?",отпечатанном к нашему празднику

 

Следующий этап - показ на  листе рядом, сопровождаемый комментарием.   Такая совместная деятельность ученика и учителя  формирует эмоционально деловое  общение между учителем и учеником, расширяет сферу интересов, стимулирует речь. Большое внимание уделяется воспитанию  умений  определять наиболее характерные признаки предмета – форму, строение, величину деталей,  цвет,  положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному восприятию   привлекаются другие анализаторы,  в частности, осязание,  двигательная чувствительность.

 

 Для своей работы я взяла программу Неменского Б. М.  для начальной школы и программу Горяевой Н.А. «Маленький художник» для детских садов,  адаптировала  для детей с РАС. Эти программы  предполагают работу с различными материалами, знакомство  с такими    видами  пластических искусств как   изобразительных (живопись, графика), конструктивных(элементы дизайна,архитектура) и декоративно прикладных(народное искусство). Мы смотрим , как работает художник в театре  и кино.

 

Также по программе есть уроки совместной деятельности, создание коллективных панно. Дети на таких уроках учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, а главное, учатся переживать совместное творческое дело. Результаты коллективной работы панно, коллажи служат украшению школы, являются радостью для родителей   и гордостью детей.

 

Конечно,  работа с красками  с целым классом  сопровождается определенными трудностями. Дети пачкаются сами  и пачкают  все вокруг.  Некоторые  относительно спокойно  относятся к этому. Другие, наоборот, боятся испачкаться, и малейшее пятнышко на руке  приводит их в состоянии дискомфорта. Уборка рабочего места за собой,  мытье рук, кистей, банок - важнейший       этап  урока,   приучаются к самообслуживанию.

Вся работа по  социализации через изобразительное искусство аутичного ребенка носит длительный характер и продолжается на протяжении всего процесса обучения.

 

 

Категория: мои публикации | Просмотров: 572 | Добавил: july71 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar