meta name="description" content="ПОЛОТЕНЦЕ РУССКОЕ" />
Главная » 2014 » Октябрь » 25 » СТАРИННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ
14:19
СТАРИННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ

«Полотенце»

В Древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Прядение нитей, ткачество тканей « их отделку выполняли в домашних условиях. При этом не­легкий женский труд был уделом не только кре­стьянских жен и дочерей, но и представитель­ниц привилегированного сословия. Вышивкой украшали одежду, полотенца, платки и Другие предметы быта.

Самодельные ткани и изделия из них исполь­зовались в русском домашнем обиходе до второй половины XIX в., а в отдельных местах и позже. К ним относятся и полотенца (убрус, ширинка, рукотер, рукотерник, утиральник, плат, наслишник, постинник), имевшие различное применение.

В некоторых русских областях сельские жи­тельниц до сих пор различают утирку, или рушник, служившие для вытирания рук, кото­рые мало или совсем не украшены, и полотен­ца {платы, платовья), предназначенные для убранства  дома в праздник, по случаю каких-либо семейных событий.

Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего кужельного холста. Длина их была от 2 до 4 м, а для русского холста – 36-38 см. Реже делали полотенца более широкими – 40-41 см. Холст предварительно  тщательно отбеливали. Но в отдельных местах полотенца изготовляли из цветной ткани, например белой в красную клетку (иногда с добавлением нити желтого цвета), домотканой материи (Холмогорский, Устюженский, Соль-вычегодский, Великоустюгский уезды).

В XIX в. в селениях, где фабричный матери­ал почти вытеснил домотканину,  полотенце стали шить из хлопчатобумажной покупной ткани разного цвета, вышивая их крестиком по канве. Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стено­вое (длиной 8 стену): После того как «ударят по рукам», т.е. договорятся о свадьбе, его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана. А он кидал полотенце сво­ей родне! Полотенцем украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу при­вязывали его к дуге повозки. В некоторых селе­ниях это полотенце дарили свату.

«Дарное» полотенце, (растительный  орна­мент, крест, полукрест, «косичка», тамбурный шов). Фрагмент XIX в., Рязанская губер­ния. Собственность семьи Т.А. Тихоновой.

Дарные полотенца, которыми невеста ода­ривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и впоследствии они нередко служили утирками. В некоторых местностях де­вушка раньше заготовляла к свадьбе не менее 12 полотенец, а в состоятельных семьях на свадьбе раздаривалось до 30 и больше.

Полотенцем (а сверху шалью) накрывали невесту, когда везли в церковь. После «окручивания» следовало  ее «открывание»: дружка  сни­мал покрывало с молодой, получал полотенце и показывал всем, приговаривая: «Невеста не спала, не дремала, все вам дары припасала».  Полотенцем связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни.

Полотенца развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли бревенчатые стены, при­давая праздничность, делая жилище нарядным.

Полотенце использовали в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронных и поминальных. Обычай жертвовать полотенце в
церковь («по обету» в случае болезни или смерти близких) широко практиковался вплоть до 20-х годов прошлого века.   

Бытовал обычай в случае эпидемии в течение одного дня или ночи выткать и вышить полотен­це. Считалось» что оно «чистое» и обладает спо­собностью предотвратить эпидемические забо­левания людей и скота, а также засуху и град.

 

  В сюжетах архаичной вышивки отражается древний земледельческий культ славян. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами - розетка , являются изображением мирового дерева, древа жизни, возможно, эта вышивка выполнялась к свадьбе и была взята со старинного свадебного кокошника, тыльная сторона которого традиционно в Симбирской губернии вышивалась с таким орнаментом.      Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах это посредники между миром живых и миром мертвых. Антропоморфные существа в позе лягушки, как отмечалось нами, связаны с магией плодородия .      Русские вышивки Поволжья представляют сложный комплекс разновременных направлений. Со временем от мифологии осталось только оболочка и традиционное трехчастье, но долго еще мотивы деревьев, птиц, зверей наделялись емкой и многозначной символикой. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты, уточки - знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия, голуби - символами супружеского счастья. Все перечисленные орнаменты птиц являлись мотивами свадебных полотенец.      Сюжетные мотивы сочетаются с растительными, последние порой выходили на первый план.      Растения на вышивках, за редким исключением, не имеют аналогий в живой природе. Редко на старинных вышивках растительного сюжета встречаются зеленые тона. Основной цвет красный, как бы напоминает естественное и древнее назначение растений - красота. Для вышивки народов Поволжья, пишет Гаген-Торн, "наиболее древней традицией является сочетание красного цвета, как основного и черного или темно-синего, как окаймляющего контуры. Полихромность вышивки приходит как позднее явление" .      "Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов религии славян. Но если бы в этом могло оставаться хоть тень сомнения, то нас убедили бы в этом орнаменты" . Из всех видов растений можно различить в вышивке лапы елей и пышные кудри березы . По мнению В.Стасова, "в религиозном значении деревьев, играющих такую громадную роль в наших узорах, мудрено сомневаться, зная, что поклонение деревьям было одним из главных элементов религии славян".      Таким образом, в Среднем Поволжье отличительной особенностью используемых в вышивке материалов были шерстяные и шелковые нити. Среди орнаментов преобладали геометрические. В поздних Поволжских орнаментах начала ХХ века стали больше использоваться растительные орнаменты, символы и знаки городской любовной тематики. Одна из главных тем ее - тема "виноградья", выражающая идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом . Орнамент дольше всего сохраняет национальную специфику, древние традиции. Устойчивость орнамента на одежде связана с его смысловым значением. Как справедливо было замечено В. Стасовым "древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений."
Туркина О.А.

с сайта

http://ulmuzeum.narod.ru/polotenze/polotenze.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: обычаи,быт на Руси | Просмотров: 1548 | Добавил: july71 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar