Главная » Статьи » особые дети » статьи ,выступления

Возможности адаптации методики ИЗО Б. М. Неменского в коррекционном образовательном пространстве.

 

В 2009 году на  курсах по ИЗО в ЦНХО  познакомилась в  с программой Б.М. Неменского. Эта методика художественного образования заинтересовала тем, что предполагает  два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Систематизирующим методом  программы  является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной художественной . 

 В большой  степени на  смену программы по ИЗО повлияло  значительное изменение контингента обучающихся.  Если раньше

в большинстве это были  дети  с   легкой степенью умственной отсталости, то сейчас  это дети со сложной структурой дефекта и РАС.

 Для детей с легкой степенью я взяла  программу Б.М. Неменского для начальной школы и  адаптировала её  для 1-6 классов.

Обучающиеся программу приняли. На уроках мы детально разрабатываем темы, обсуждаем способы изображения предметов, обсуждаем цветовое  решение, учимся видеть форму и конструкцию изображаемого, развиваем пространственное восприятие.                    

Хочу привести пример моей работы с детьми. На уроке  изучали тему  «Роль украшений в жизни человека». Начали тему с того, что разобрали какие украшения носили люди в зависимости от их положения в обществе в разные исторические эпохи. Ученики стали изображать людей разных эпох и их украшения. Больше всего им понравилось изображение египетского фараона  с украшениями,  символизирующими его власть. Ученики  увлеклись изображением фараонов, начали придумывать истории, послушав их, я решила   сделать мультфильм на основе рисунков.

Изобразительное искусство тесно связано с эмоциями, которые появляются у людей в ответ на какие-то события  жизни. В нашей школе учатся ученики ( это обучающиеся с РАС)  с нарушениями эмоционального восприятия мира.

 

 Это создает определенные сложности в преподавании ИЗО .  У обучающихся с РАС  наблюдается  неустойчивое, рассеянное  внимание,  слабая переключаемость с одного вида  деятельности на другой, быстрая истощаемость, утомляемость.  

  Для них я частично взяла программу  Н.А. Горяевой « Маленький художник» под редакцией Б.М. Неменского.

Многие дети  дома не видят  художественных материалов и инструментов. 

Поэтому мы учимся  держать кисточку. Чтобы не рисовать кистью,крепко зажатой в кулаке,  мы зовем на  помощь    птичку Киви с клювиком (указательный и большой палец клювиком держат  кисть).

Поначалу они пытаются пробовать  на вкус краски,  размазывают   по рукам, бумаге, столу, любят  купать кисточку, руки, себя в банке с водой.

Нам кажется, что ребенок  просто балуется,  ничего не делает, но на самом деле  его действия полны смысла.  Простейшие игры с художественными материалами   стимулируют развитие познавательной деятельности,  способствует выражению эмоций, развивают контроль над ними,  развивают саморегуляцию, «создают предпосылки для перехода ребенка к более высокоорганизованным формам психической деятельности». Здесь важно для меня как для учителя, чтобы этот процесс не затянулся, поэтому параллельно с самостоятельными играми с художественными материалами, мы изображаем  окружающий мир.  

На уроках мы занимаемся  практической деятельностью: рисуем красками, карандашами, лепим, делаем аппликацию.  Работа ведется с опорой на зону ближайшего развития ребенка, от простого  к сложному.  

С теми, кому совсем сложно концентрировать внимание,  мы рисуем  с помощью приёма «рука в руке».Постепенно у учащихся появляется заинтересованность, и они с удовольствием, в меру своих возможностей, повторяют рисунок.

Следующий этап : показ изображения на  листе ученику, который   сопровождается  комментарием учителя.   Такая совместная деятельность ученика и учителя  формирует эмоционально деловое  общение между учителем и учеником,  стимулирует речь.

Большое внимание уделяется воспитанию  умения  определять наиболее характерные признаки предмета – форму, строение, величину деталей,  цвет,  положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному восприятию   привлекаются   осязание,  двигательная чувствительность. 

Также в программе предусмотрены  уроки совместной деятельности, создание коллективных панно.  Дети на таких уроках учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, а главное, учатся переживать совместное творческое дело. Совместная работа очень нравится ученикам. Результаты коллективной работы панно, коллажи выставляются  в холле школы для обозрения и являются радостью для родителей   и гордостью детей.Совместно с учителем музыки мы проводим  интегрированные уроки , которые получаются у нас похожими на концерты.

 Работа с красками  с целым классом  сопровождается определенными трудностями. Дети пачкаются сами  и пачкают  все вокруг.  Некоторые к этому  относятся спокойно, другие, наоборот, боятся испачкаться, и малейшее пятнышко на руке  приводит их в состоянии возбуждения.

Заканчиваем урок уборка рабочего места.  Мытье рук, кистей, банок - важнейший     этап  урока, это  приучает учеников к самообслуживанию.

Итак, на уроках     изобразительного искусства мы не только формируем  умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами, а  также  корректируем  познавательные  процессы умственной деятельности:  внимания, памяти, мышления, нормализируем  жизни ребенка.  

.

 

     

 

 

Категория: статьи ,выступления | Добавил: july71 (13.10.2016)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar