Главная » Статьи » уроки в школе » 5 класс Неменский

УБРАНСТВО РУССКОГО ДОМА .ПРЯЛКА.

План урока

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов.

 1.Беседа

На доске  написано слово

 

 

ПРЯЛКА  инструмент для прядения

ПРЯХА лицо женского пола ,умеющее прясть.РЯРЯХА (ПРЯЛЬЯ). Лицо женского пола, владеющее умением прясть. ХА (ПРЯЛЬЯ). Лицо женского пола, владеющее умением прясть.

Что обозначают эти слова?

 

Послушайте песню, о чем она?(Русская народная песня «Пряха»)

-О чем это песня ?

Что на вас надето?

Вся одежда  изготавливается сейчас на фабриках.

  В глубокой древности     было время ,когда не было фабрик, изготавливающих ткани,и люди делали ткань дома.Для этого выращивали лен , и по специальной технологии делали из него

 КУДЕЛЬ -очищенное волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.

Также нитки пряли из овечьей шерсти  и тогда ткань получалась теплая ,для холодов.

Кудель чтобы было удобно ,вставляли в приспособление  которое и называлось

 ПРЯЛКА

Посмотрите ,пожалуйста ,на изображение (прялка)

Прялка состояла из нескольких  частей:

-Донце- на нем сидела женщинашейки

Лопасти  

- Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым

 

 

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобыПоэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Ни одна прялка по украшению не повторяла  другую В одних областях украшались резьбой ,в других расписыва
Ничто так не украшалось  так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене.  Катая смоченную с боков куделю, ее приводили в прядок, заправляли концы и подсушивали. Готовые кудели стояли рядком. Величина кудели зависела еще и от вкуса хозяйки и возраста пряхи. Для девочки-подростка делали кудельки поменьше, для ребенка — совсем маленькие, игрушечные.
Прясть принято было только в свободное время. В некоторых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному — престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.
по материалам информационно-аналитического и энциклопедического портала
Устройство прялок.
А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» -
Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Впоследствии прялку усовершенствовали ,она стала самопрялкой Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 – замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта.

2 Показ  учителем элементов росписи, работа детей.

Рисуем рамочку  по периметру прялки;

 внутри рамки-заборчик из треугольников

Делим прялку на 2 части.

В верхней части делим на три части Это 2 оконца .

Между ними райский цветок.

Отделяем полоской. Внутри полоски  - ромбики.

В нижней части рисуем    круг Внутри –райская  птица.

3.  Роспись красный синий ,зеленый.

Итог урока

-С чем познакомились?

Для чего нужны прялки?

 

Категория: 5 класс Неменский | Добавил: july71 (11.09.2016)
Просмотров: 373 | Теги: неменский, прялка, 5 класс, урок изо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar