Главная » Статьи » Занятия на кружке » Сценарии праздников

ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

Приветствие

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в музей.

-Кто знает, что такое музей? Для чего он?

(Музей – хранилище старинных вещей.)

Да, на самом деле, для того, чтобы что-то хранить, нужно это найти, собрать, изучить и потом уже показать. А показать нужно правильно. Иногда найденные вещи такие старые, что их нужно реставрировать. Итак, музей

-место, где занимаются  сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов —памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Мы пришли в школьный музей игрушки. Здесь можно увидеть также часть русской избы.

Постановка целей и задач

-Мы познакомимся с бытом наших предков, узнаем, как они жили, какие

традиции были у людей в давние времена.

Я раздам маршрутную карту.Она необычная. Здесь написан кроссворд. Решив его, мы познакомимся с экспонатами нашего музея.

Вам понадобится ваша смекалка.

1.Как называлось жилище русского человека в старину?(изба)

Как вы думаете, почему русский дом назывался избой?

Дом строили из бревен, потому что Россия - страна лесов. В центре дома стояла печь. Дом истапливали. Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

2.Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают, глотает (печь).

Здесь мы видим макет печи с трубой. Предки наши знали, что на Руси зимой тепло в доме важнее еды и даже одежды. И создали для этого совершенную русскую печку. Русская печь совершеннее всех печей в мире.

Она многофункциональна, экономична, проста в эксплуатации Русская печь  располагалась  в углу избы. Между стеной и печью было небольшое пространство, где хранили специальную утварь для печки: ухваты, клюку (кочергу), помело (веник на палке), сковородник, деревянную лопату.

-Как же из печки вытаскивать щи? Кашу?

4.Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт? (ухват)

-Для чего служил ухват? Им захватывали горячие чугунки, сковородки. Ухватом доставали из печи горячую посуду. Сейчас варят суп в кастрюлях .Но в печи наши кастрюли бы сгорели, потому, что там жар со всех сторон.

И посуда должна быть с толстыми стенками.

5.Делали ее из чугуна. Как она называлась?

(чугунок)

В чугунках варили кашу, щи, борщ, томили молоко и получали ряженку. Варили в печи картофель, сушили грибы  и фрукты. Кроме чугунков  в арсенале хозяйки были утятницы, сковородники, горшки.

Послушайте стихотворение и расскажите, зачем нужна печь в доме. Какие функции печки вы знаете?

Ода русской печке

Владимир Илюшенко

Печка в доме – мать родная.

Без неё – хоть помирай

Кто в деревне жил, тот знает,

Что без печки рай – не рай.

Печка вам не просто место,

Где горит охапка дров:

На печи подходит тесто,

Что для утрешних хлебов.

(Много я ходил по свету,

Что ни пробовал, и где б

-Ничего вкуснее нету,

Чем простой домашний хлеб?)

Здесь же, в дальнем уголочке,

На кирпичный тёплый под

Лёг, свернувшийся клубочком,

Главный житель дома - кот.

Сбоку, где обогреватель

Потеплей, уж много лет

Греет кости на полатях

Добродушный старый дед.

Даже там, внизу, под печкой,

Где во тьме не разглядишь

Ничегошеньки без свечки,

Есть душа живая – мышь.

-Всех-то печка обогреет,

Приласкает, даст покой.

Это вам не батарея

Радиаторов с трубой.

Всех как мамка приголубит,

Даст и пищу, и ночлег.

Потому еѐ так любит

Всякий русский человек.

Пусть размер избы не слишком,

Да зато стоит в ней печь:

Хватит места ребятишкам,

Хватит всем с морозу лечь.

На еѐ спине горячей

Исцелилось русских тел

От докучливых болячек!...

Только тем народ и цел.

А ещё: всегда томятся

В чугунке большом в печи

Из капусты кислой, с мясцем,

Да наваристые щи.

Печь – кормилица народа.

В ней умеют мастера

Каши в годы недорода

Наварить из топора.

Протопить еѐ не сложно

.

Нет дровишек? – не беда:

Кизяком, соломой можно,

Камышами из пруда.

А уж если протопили,

Прокалили кирпичи –

Будут вам парёнки или

Караваи-калачи.

Печь -не мебель из салона,

Вроде шкафа и скамьи.

Печь -предмет одушевлѐнный,

Равноправный член семьи.

-Как называет автор русскую печь? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний. Под потолком устраивали полати, где спали ребятишки и старые люди. Красный угол избы. В красный угол сажали самых почетных гостей. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло. Когда человек заходил в дом, он вынужден был наклоняться. Напротив печи у входа располагался красный угол. Там стоял большой стол и висела икона. Войдя в избу, в низко прорубленную дверь, человек оказывался лицом к иконе, на которую крестился, кланялся и потом здоровался с хозяевами.

6. А на столе

выпускает жаркий пар,

Древний чайник...( самовар)

-Почему так называется «самовар»?

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с мёдом, пирогами, блинами. Он стал символом добра, семейного благополучия. Внутри старинного самовара была труба, внутрь которой помещали горячие угли. Вода от них кипятилась. Чтобы угли не погасли их, раздували мехами.

7. «Что за барыня такая, в гребень ниточку берѐт.

Тонкой ниточкой пушистой, деткам пряжу отдаѐт?

(прялка)

Прялки сначала были ручные и состояли из лопасти ручки и донца. Пряли женщины, девочки и девушки, чтобы сделать ткань. В глубокой древности было время, когда не было фабрик, изготавливающих ткани, и люди делали ее дома. Для этого выращивали лен, и по специальной технологии делали из него кудель - очищенное волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения. Кудель расчесывали специальным гребешком. Из ниток овечьей шерсти получалась тёплая, для холодов. Кудель, чтобы было удобно, вставляли в приспособление, которое и называлось прялка. Ручные прялки расписывались красиво, и когда работа кончалась, лопасти от них снимали с ручки и вешали на стену. Девушки гордились своими прялками. Жених дарил своей невесте прялку. Потом изобрели самопрялку, которая состояла из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна, кожаного приводного ремня, или струны. Колесо соединяли со шпулькой струной, или ремнем, а с подножкой — деревянным шатуном. Все это было закреплено в определенном порядке на стояке. Пряха вручную скручивала немного волокна в нить, проводила его через крючья шпульки и закрепляла на катушке. Затем она, нажимая ногой на подножку, приводила в движение колесо, которое, в свою очередь, заставляло вращаться шпульку. Одновременно женщина вытягивала рукой волокно, которое благодаря вращению шпульки выпрядалось в нить и наматывалось на катушку С помощью самопрялки : в день можно было спрясть 400 г шерсти.

8.Мы раньше обувью служили.

Крестьяне нами дорожили (Лапти)

Лапти - обувь простого народа.

Для еѐ изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. После изготовления лапти опускали в горячую воду, в результате чего они приобретали желтоватый цвет. Хороший лапотник на заказ мог изготовить 2-3 пары лаптей в день. Надевали лапоть на специальный кусок ткани –онуч, который обматывали вокруг ноги, подвязывали оборами -верёвками из лыка или шерсти. Считается, что название этой обуви произошло от слова «лапа». Плетение лаптей считалось работой несложной, но требующей определенных навыков. Говорили, что царь Петр Первый, владевший многими ремеслами, лапоть сделать не смог. Император выбросил недоплетенный лапоть и заявил: «нет ремесла мудренее лапотного». Ходила легенда, что этот лапоть хранился в одном из музеев Петербурга. Обувь из лыка была дешевой и удобной: зимой лапти хорошо сохраняли тепло, а летом давали ногам прохладу. Единственным недостатком был небольшой срок службы. В среднем, одной пары лаптей хватало на неделю.

9.Стоит толстуха -

Деревянное брюхо,

Железный поясок.(Бочка)

Кадка – ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клѐпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Также являлась мерой зерна.

Кадка может находиться только в стоячем положении, а бочки, закрыв крышками и затычками

, можно положить и перемещать в лежачем положении. В нашем музее много других экспонатов

Старинные вещи хранят в себе память народа и говорят нам о его трудолюбии и традициях  наших предков.

-Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?

Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Литература и источники.

1.http://i-fakt.ru

2.

Школьный музей. Теория, методика, опыт создания и использования музея

в учебно-воспитательной  работе образо

Категория: Сценарии праздников | Добавил: july71 (22.01.2017)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar